Круглогодичный отряд студентов-проводников был создан в
1984 году по
инициативе ректора Ленинградского Института Инженеров Железнодорожного
транспорта
Евгения Яковлевича Красковского.
Энергичный,
интересующийся, далеко небезразличный к проблемам студентов человек,
Красковский первым задумался о подработке для студентов в течение
учебного года. До этого "лиижтовцы" официально могли зарабатывать деньги
только во время летней практики и каникул, ведь контроль посещаемости
институтских занятий был не менее, а может быть, и более строгим, чем
сейчас. Евгений Яковлевич задумался о том, как дать возможность ребятам
зарабатывать средства к существованию, но не нарушая при этом
дисциплинарных требований института. Так родилась идея создания
круглогодичного студенческого отряда проводников.
Идею
Красковского утвердил Геннадий Матвеевич Фадеев, являв-шийся тогда
начальником Октябрьской железной дороги.
4 ноября 1984 с
Московского вокзала Ленинграда в столицу впервые отправился поезд, во
всех без исключения вагонах которого пассажиров обслуживали проводники -
студенты ЛИИЖТа.
Первым командиром "Смены" стал
Ю. М. Русаков.На
тот момент численность отряда составляла 350 человек. Было сформировано
около 12 студенческих бригад. Таким образом, совершая по две поездки в
месяц, ребята без ущерба учебе могли поправить свое финансовое положение
и, кроме того, получить бесценный опыт работы с людьми, так сказать,
пройти своеобразную "школу жизни".
В 1987 году положение
изменилось. "Смена" начала ощущать острую нехватку кадров.
Студентам-проводникам пришлось делать большее количество рейсов, чем
было запланировано. У них начались проблемы с учебой. Но так долго не
могло продолжаться.
Командиром отряда стал
А.С. Мельников.Были
организованы официальные курсы проводников в ПУ-71 на ул. Шкапина, по
окончании которых студентам выдавались удостоверения о получении
профессии. Количество желающих работать резко повысилось. Теперь попасть
в "Смену" можно было, только выдержав серьезный конкурс. Брали
исключительно тех, кто учился на "отлично", уже отслужил в армии и
соответственно был высокодисциплинирован.
В 1988 году поезду
"Смена" была присвоена категория "фирменный". Помимо внешнего вида и
внутреннего убранства вагонов, "фирменность", конечно же, диктовала
высочайшую культуру обслуживания пассажиров.
В те годы
Октябрьская железная дорога сделала студентам ЛИИЖТа подарок - новенькие
вагончики производства ГДР - с белоснежной надписью "Смена" на
ярко-зеленых боках. Теперь даже "тройка" уступала "Смене" по качеству
вагонов. Конкурировать с обновленным студенческим поездом могла только
"Красная стрела". Работа ребят стала приятнее и комфортнее.
Каждый
проводник был закреплен за опрееленным вагоном. Если, например,
проводник второго вагона не мог поехать в поездку, его мог подменить
человек с другой бригады, также закрепленный за вторым вагоном.
Явка
проходила дважды. Первая начиналась в 15 часов в стенах ЛИИЖТа
(аудитория 7-305). Здесь, помимо самой бригады, присутствовал командир
отряда "Смена". Обсуждались вопросы успеваемости и дисциплины студентов -
проводников. В зависимости от этого принималось решение о том, кто едет
в поездку, а кто нет.
После институтского собрания, студенты
садились в автобус №25 на Гороховой улице, который подвозил их к
автовокзалу. В 17.00 начиналась явка в вагонном участке в присутствии
начальника поезда. Ребята проходили инструктажи и шли принимать вагоны.
На
приемку вагона отводилось строго определенное время. Нужно было
проверить не только наличие оборудования, но и качество уборки.
Изначально в "Смене" были только купейные вагоны. В 90-е годы в схему
поезда включили один плацкартный. Внешне он ничем не отличался от
остальных вагонов, потому что имел фирменное оборудование: шторки,
ковры, скатерти. Через два года этот вагон поменяли на мягкий.
Следующее
яркое событие для "Смены" произошло в 1993 году. Фирменный поезд №25
первым прошел аттестацию по ОСТу. Даже "Красная стрела" не могла
похвастаться такими результатами.
В январе 1997 года пост
командира "Смены" занял
Р. Р. Аюпов.В этот период была введена
традиция формирования бригад по факультетам. Это было связано с военной
кафедрой. Дело в том, что на разных факультетах занятия на военной
кафедре в разные дни, и график поездок создавался таким образом, чтобы
ребята не пропускали эти занятия.
Можно сказать, что "сменовцы"
были одной большой семьей. Их связывала не только работа, но и
совместный досуг. Часто проводились соревнования между бригадами,
например, футбольный турнир имени Е. Я. Красковского, создание бригадных
стенгазет и.т.д.
Начали зарождаться отношения с другими
студенческими отрядами проводников России. Организовывались специальные
поездки по обмену опытом. Первая такая поездка совершилась в апреле 1997
года. Проводники и руководящий состав на специально выделенном вагоне
отправились в Пермь. А в ноябре того же года на тринадцатилетние своего
отряда "сменовцы" пригласили гостей из Перми и Свердловска. В 1998 году
был нанесен ответный визит в г. Свердловск.
За хорошую работу
проводники награждались поездками на о. Валаам. А лучшим посчастливилось
даже побывать в Венгрии.
За весь период существования отряда п.
25 сделал более 15 000 рейсов. На нем совершили поездку более
4 000 000
пассажиров.
информация взята с группы "Оба состава "Смены" -
студентам"